Целью такой традиции является необходимость обратить общественное внимание к важным вопросам в жизни страны.
Указ Президента о проведении года экологии в России
5 января 2016 года президент РФ подписал Указ «О проведении Года экологии в 2017 году». Еще раньше, 1 августа 2015 года Владимир Путин обозначил еще одну тематику для предстоящего 2017 года, назвав его годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Таким образом план мероприятий на этот год охватит два направления:
экология в общем; оптимизация системы заповедников.
Председателем комитета по проведению 2017 года назначен Сергей Иванов, глава администрации президента. Указ постановляет правительству РФ разработать план мероприятий, а руководителям субъектов РФ воплотить этот план в жизнь.
12 мая — День экологического образования
12 мая страны бывшего СНГ отмечают День экологического образования. Праздник, цель которого – актуализация экологических знаний во всех науках и всех сферах человеческой деятельности, был учрежден в 1991 году. Важность экологического образования переоценить сложно. Именно экологические знания позволяют человеку осознать, к каким катастрофически явлениям могут привести пагубные привычки в отношении природы; понять, как избежать подобных последствий. Высшая цель экологического образования – сформировать так называемую экологическую культуру. В этот день проводятся различные экологические акции, которые носят как просветительский, так и практический характер: проходят выставки, конференции и конкурсы детского творчества на тему сохранения природы, люди участвуют в природоохранных мероприятиях – очистке берегов рек и водоемов, уборке парков, озеленении территорий. Этот праздник касается каждого, кто принимает участие в продвижении идеи защиты природы.
15 апреля – 5 июня
Дни защиты от экологической опасности
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 №686 «О проведении Дней защиты от экологической опасности» в России проводится широкомасштабная общероссийская природоохранная акция.
Цель Дней защиты - привлечение внимания и усилий к практическому решению экологических проблем всех ветвей власти, ученых, общественности, СМИ, молодежи, всего населения.
Дни защиты от экологической опасности восприняты в обществе, сейчас они проходят во всех субъектах Российской Федерации.
Акция начинается в День экологических знаний - 15 апреля и завершается во Всемирный день окружающей среды – 5 июня.
В эти дни проходят своеобразный смотр экологических сил страны, проводятся экологические фестивали детско-юношеского творчества, экологические марафоны, праздники, семейные игры, конкурсы детского творчества, детского рисунка, фотографий, плакатов на экологическую тему, конкурсы исследовательских работ, экологических проектов, анкетирование жителей, экскурсии в музеи, заповедники, слеты юных экологов, экологические конференции, экологические экспедиции и семинары и многое другое.
Но прежде всего Дни защиты предусматривают проведение полезных практических природоохранных мероприятий: массовые экологические акции, «зеленые субботники», благоустройство территорий, очистка берегов рек и родников, сохранение зеленых насаждений, лесовосстановительные работы, ликвидация мелких несанкционированных свалок, уничтожение бытового мусора.
15 апреля - День экологических знаний
В этот день начинается Всероссийская акция «Дни защиты от экологической опасности», которая завершается 5 июня Всемирным днем охраны окружающей среды.
Экологическое образование и в мире, и в России считается сегодня приоритетным направлением обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ.
Еще один путь распространения экологических знаний – экологическое просвещение населения через библиотеки, средства массовой информации, привлечения его в природоохранные проекты.
Высшей и конечной целью экологического образования и воспитания считается формирование экоцентрического типа экологического сознания, так как только сознание определяет поведенческие реакции человека, его поступки, выражающиеся в экологической культур.
Экологическое образование должно касаться не только учителей экологии, географии, биологии, но и всех педагогов, непосредственно работающих с детьми. Очень перспективна интеграция в воспитательно -образовательном процессе экологии, географии и краеведения с историей и литературой.